Четверг, 25.04.2024, 16:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
Друзья сайта



Банк Интернет-портфолио учителей

Каталог сайтов 'Российское образование в сети'

Персональный сайт учителя иностранного языка Ерохиной Людмилы Александровны

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование технологий развития критического мышления

 

 

Условия возникновения опыта

    Чему учить и как учить – два вечных вопроса, вызывающих споры методистов, авторов учебных программ и преподавателей. 

Можно ли дать ответ сразу на все эти вопросы и из множества самых современных, а так же традиционных методик выбрать одну - лучшую, самую эффективную для каждого, кто хочет изучать язык?  Пожалуй, это невозможно. Ведь не существует хотя бы двух одинаковых учащихся. Эффективность обучения обеспечивается, прежде всего, сочетанием самых действенных и прогрессивных методов. 

Проработав учителем английского языка двадцать  лет, считаю, что одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной методики является обучение устному общению.

Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса - задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении.

Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка жизненно важно. Поэтому мотивация к его изучению резко возросла. Однако трудностей на пути овладения языком, особенно в массовой школе, не убавилось. По-прежнему основными из них являются: недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, различный уровень подготовки каждого ученика, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения.  Поэтому я вижу свою основную задачу в создании таких условий, чтобы каждый ученик, используя свой субъективный опыт сумел реализовать себя в учебной деятельности и общении.

Актуальность опыта

Залог успеха  вижу в реализации личностно ориентированного подхода в обучении иностранным языкам, автором которого  является  Якиманская И С.  В авторской  концепции  личностно-ориентированного

образования определены основные цели современной общеобразовательной школы, важнейшей  из  которых  признана  проектирование  и  организация   наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности  в учебном процессе.  Таким  образом,  «личностно-ориентированное  образование есть системное  построение  взаимосвязи  учения,  обучения,  развития.  Это целостный   образовательный   процесс,    существенно    отличающийся    от традиционного учебно-воспитательного процесса» [ 7 ]

 

За 20 лет педагогической деятельности я всегда стремилась найти такую методу, которую дает каждому ученику в классе свой путь получения знаний  и многие из них сталкиваются с огромными, подчас кажущимися непреодолимыми,  трудностями в процессе обучения. Я активно и успешно применяла коммуникативный подход в обучении, основываясь на работах Е.И. Пассова, поабзацную проработку текста А.Г.Ривина как элемент коллективных способов обучения, элементы проблемного и игровых форм обучения, проектную методику, опираясь на труды Е.С. Полат.[6]

Наблюдение и анализ учебно – воспитательного процесса в школе показали, что имеются еще  резервы для повышения эффективности обучения иноязычному говорению. На мой взгляд, усовершенствуя методику преподавания иностранного языка, необходимо направить ее в сторону креативности и нестандартности мышления, поскольку в настоящее время (согласно Концепции модернизации образования до 2010 года) от  выпускника школы требуется не только владение знаниями, умениями, навыками, но и способами их добывания, умение свободно ориентироваться в информационном поле и принимать нестандартные решения в нестандартных ситуациях.

 В этой связи, использование на уроках иностранного языка технологий «обучения в сотрудничестве» и  технологии развития критического мышления приобретает особую актуальность.

 Они  позволяют совершенно по-новому взглянуть на стоящие перед педагогом учебные задачи и способы их решения. Они требуют творческого и критического подхода к обучению, позволяют учитывать природную индивидуальность ученика, развивать и совершенствовать ее, а значит, привносят в него элемент новизны

Новизна опыта состоит в применении данных технологий на уроках английского языка как средства развития языковой компетенции учащихся, творческого саморазвития личности школьника в учебно-познавательной деятельности.

С этой целью:

·        разработана система работы  на всех этапах изучения материала

·        разработаны серии уроков с использованием данных технологий

 

В данном опыте решаются противоречия:

-  между недостатком активной устной практики на уроке английского языка и требованиями содержания образования

-между реальным умением решать коммуникативные задачи на

иностранном языке и недостаточно реализованным

интеллектуальным и коммуникативным потенциалом учащихся.

Обозначенные выше проблемы и противоречия наиболее

эффективно решаются при условии использования новых способов

организации процесса обучения на уроке.

Опыт имеет репродуктивно – рационализаторский характер.

Ведущей педагогической идеей данного опыта является педагогика

сотрудничества, которая позволяет наиболее эффективно достигать

прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные

возможности каждого ученика.

Я работаю над этой проблемой около 4 лет. Диапазон опыта

определяется системой уроков по каждой теме.

В процессе образовательной деятельности я решаю следующие задачи:

·        формирование навыков иноязычного говорения и способности применять их в ситуациях реального общения через применение приемов развития критического мышления и «обучения в сотрудничестве»

·        развитие познавательной активности школьников путем повышения информативности учебного материала, использования аудиовизуальных материалов, страноведческой литературы;

·        создание условий для развития креативного мышления школьников путем нестандартной организации учебно – воспитательного процесса;

·        поддержание стойкого интереса к изучению иностранных языков через практическое применение полученных знаний

Теоретическая основа опыта

Рассмотрим теоретические основы технологий.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей

школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение

комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития,

реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии

не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью

образовательной системы, а не средством достижения какой либо

отвлеченной цели.

Таким образом, личностно ориентированные технологии

характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее свободное и творческое развитие ребенка. 

Развитие критического мышленияэто педагогическая технология (авторы: Ч.Темпл, К.Меридит, Дж.Стил, С.Уолтер), направленная на развитие критического мышления обучающихся. Согласно определению Кларина М.В.[ 5 ], критическое мышление – это технология, формирующая интеллектуальные умения  и усиливающая рефлексивные механизмы в образовательной деятельности.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Критическое мышлениеэто способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Исходные научные идеи

Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных "взглядов на мир”; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Смоделировав ситуацию, я ставлю  перед учеником коммуникативную задачу, которая будет стимулировать потребность вступить в общение, что и послужит мотивом речевой деятельности.

 Поэтому речь идет именно об обучении лексико – грамматической стороне речи. Здесь используется весь арсенал приемов развития критического мышления.

Стоит отметить, что главная ценность технологии развития критического мышления заключается в том, что они позволяют перевести процесс обучения языку из знаниевой в компетентностную парадигму, а значит формируют целый ряд умений (компетентностей), столь востребованных в современном мире:

·        рефлексивные умения;

·        поисковые (исследовательские) умения;

·        умения и навыки работы в сотрудничестве;

·        менеджерские умения и навыки;

·        коммуникативные умения.

Обучая, я руководствуюсь принципами педагогической техники (по  А.Гину) : [ 2 ]

Принцип свобода выбора

Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, - свобода!

 

Принцип  открытости мышления

Жизнь ставит перед человеком открытые задачи. Чтобы научиться их решать нужно уметь "видеть за деревьями лес” .

Принцип деятельности

Чтобы знание стало инструментом, а не «сырьем»  на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать.

Принцип обратной связи

Ученик и учитель на уроке  - это не две разрозненные единицы, а одно единое целое.

Принцип идеальности действия

Максимально использовать возможности, знания, интересы учащихся, при минимальных затратах получать максимально высокие результаты.

   Основной формой организации учебного процесса является, конечно же,  урок.

Особое внимание я уделяю стадии вызова (начало урока, которая является пусковым механизмом, и стадии рефлексии (завершение урока), которая позволяет обучающимся оценить результативность своей работы.  Схематично все этапы урока и приемы, которые используются на каждом из них, могут быть представлены в виде конструктора. (Приложение 7)

Работая в течение 4 лет с использованием данного приема, придерживаясь личностно – ориентированного подхода к обучению, я провожу самодиагностику, а так же диагностику учащихся, с целью выявления эффективности своей работы. Для проведения таких мини-исследований я провожу анкетирование.(Приложение 8)

    Рассмотрим некоторые приемы развития критического мышления:

Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. 

Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить  значимые именно для него понятия.  Прием «Кластер» позволяет не только активизировать  лексические единицы в речи учащихся  и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели. (Приложение 9)

Дерево предсказаний

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования.  Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.  «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения. (Приложение 10).

Инсерт, авторы Воган и Эстес, относится  к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

   Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

«+» - я это знал; «-« - думал иначе; «?» – не понял. "), количество граф  соответствует числу значков маркировки. (Приложение 11).

Прием Загадка очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию различных видов памяти.  Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для  введения лексических единиц. (Приложение 12).

 

Прием Бортовой журнал - это способ визуализации материала. Он  может стать ведущим приемом на смысловой стадии.
Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

 

 

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

 

   

   

 





 

 Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим воспользоваться.
 Интересным приемом является "Двухчастный дневник"(Приложение 13). Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.

 

 

Цитата

Комментарии

   

   

   В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату.

Трехчастные дневники" имеют третью графу - "письма к учителю". Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.

Чтение с остановками. (Приложение № 14)

Этот прием эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же  при работе с аудио и визуальными пособиями. Прием «Чтение с остановками» помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить  факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий. Все имеющиеся лексико – грамматические навыки востребованы, поскольку от учащихся требуется связное монологическое высказывание. Если таковая цель имеется, то можно направить речевую деятельность учащихся в конкретном грамматическом русле, например, на стадии прогнозирования, активизировать структуры будущего времени и сослагательного наклонения.

Круги по воде.(Приложение № 15)

 Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

Результативность опыта

Подводя итоги работы, следует заметить, что у обучаемых

появился больший интерес к изучению предмета вследствие следующих

причин:

·        коллективные формы работы позволяют раскрывать потенциальные

·        возможности каждого ученика;

·        организация ситуаций общения на уроке сформировала легкость в общении

·         и способствовала реализации ведущей возрастной мотивации – общения;

·        повышение успеваемости.

Среднегодовое качество знаний учащихся по иностранному языку составило: 53% – 66%

(Приложение № 16)

В прошлом году, подводя некоторые итоги , я предложила своим ученикам  принять участие в опросе. Цель опроса - выяснить, интересна ли им такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении.

Анкетирование проводилось анонимно, все результаты были обработаны на компьютере и представлены статистически. (Приложение № 17)

В течение нескольких лет мои учащиеся занимают призовые места в районных олимпиадах по иностранному языку. Результаты районных олимпиад в (Приложении № 18)

Среди моих выпускников есть студенты БелГУ, факультета романо-германской филологии: Ковалева Анастасия -3 курс, БелГУ, Савельева Оксана – 1 курс, БелГУ.

В рамках мониторинга качества знаний учащихся проводятся  административные контрольные работы по различным видам деятельности, которые показали, что такой подход способствует более эффективному формированию умений и навыков для решения коммуникативных задач: при чтении с 53% до 73 %; при письме: с 50% - 56%; при аудировании: с 67% - 76%

Альберт Эйнштейн сказал: «Истинно то, что выдерживает проверку практикой» и доказывает практическую значимость данных технологий.

Подводя итог сказанного, хотелось бы подчеркнуть, что использование обучения с сотрудничестве и технология развития критического мышления в современном образовательном процессе позволяет решать весь спектр практических, развивающих и образовательных задач учителя иностранного языка, позволяет выстроить урок методически грамотно и добиться, при этом, высоких результатов обучения.

Отрадно и то, что применение приемов данных технологий не требуют специальных затрат на приобретение материально – технического оборудования, хотя бесспорно, применение современных информационно – коммуникационных технологий сделает процесс обучения более привлекательным и продуктивным.

В заключении отмечу, что иногда я бываю недовольна своей работой, неудовлетворенна успехами учеников. Но именно последнее обстоятельство толкает меня на изучение новых и «хорошо забытых» старых приемов обучения, заставляет меня оттачивать свое мастерство и усовершенствовать «методу» преподавания.

 Библиографический список:

 

1.     Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова-М.: Просвещение,2000.-36 с.

2.     Гин, А. А. Приемы педагогической техники/ Пособие для учителя. Изд.5 /  Под общ. ред. А.В. Хмелева.– М.: Вита – пресс, 2004.-346 с.

3.     Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации/ Под ред. Е.Н.Степанова.- М.: ТЦ Сфера, 2001.- 122 с.

4.     Карелин, А.А.Психологические тесты/А.А.Карелин-М.:ВЛАДОС, 2003.- 248 с.

5.     Кларин, М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового материала/ Педагогика, 2000.-52с.

6.     Полат, Е. С. Обучение в сотрудничестве/Иностранные языки в школе, 2000.- № 1

7.     Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ И.С.Якиманская-М.: Просвещение, 2000.-26 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ludmilaerokhina (06.05.2012)
Просмотров: 7729 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]