Воскресенье, 28.04.2024, 18:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
Друзья сайта



Банк Интернет-портфолио учителей

Каталог сайтов 'Российское образование в сети'

Персональный сайт учителя иностранного языка Ерохиной Людмилы Александровны

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Работа начинается с формирования малых групп , 4-6 учеников в каждой группе, в группе есть слабые, средние и сильные ученики. Группы формируются по результатам диагностики о  психологической совместимости членов группы (Приложение 1). Если группы работают на протяжении нескольких уроков слаженно, то состав их не меняется. Но иногда приходится менять состав групп из-за психологической несовместимости учащихся. Группа получает   задание, которое они должны выполнить совместно. Иногда роли распределяются учителем, но зачастую,  в группах, где работа уже налажена, нет необходимости распределять роли, учащиеся могут это сделать самостоятельно. Постоянно взаимодействуя с другими членами группы, ученики совместно решают ту или иную проблему.

Учитель после обычного объяснения  материала с использованием всех необходимых ему средств наглядности, предлагает ученикам в группах его закрепить, разобраться, понять все детали. Речь идет о формировании ориентировочной основы действий (но для каждого ученика). Именно на этом этапе идет основная работа по осмыслению нового материала. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по "вертушке" (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом каждый ученик должен четко объяснить своим партнерам, что он делает и почему так. Остальные ученики группы, имея перед собой соответствующие опоры, контролируют правильность выполнения задания, ответа каждым учеником группы.       После выполнения заданий всеми группами, учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, самостоятельно. Стараюсь давать разным ученикам разные по сложности задания.

      

 

 

 

 Рассмотрим наиболее интересные варианты.

Student Team Learning (STL, обучение в команде)

Jigsaw (пила)

Learning Together (учимся вместе)

 Student Team Learning (STL, обучение в команде).

Этот метод уделяет особое внимание «групповым целям» (team goals) и

успеху всей группы (team success), который может быть достигнут только в

результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в

постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе

над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению. Таким образом,

задача каждого ученика состоит том, чтобы каждый участник команды

овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом,

чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.

Известно, что времени на объяснение нового грамматического материала дается очень мало. При этом очень важно, чтобы грамматическое явление было осмысленно правильно, ибо от этого зависит дальнейшее овладение навыком. Значит необходимо организовать работу так, чтобы практиковались все учащиеся. Если работу организовать фронтально, то слабые учащиеся не  смогут понять грамматический материал. Если работа будет организована индивидуально, то тем более слабые ученики не смогут самостоятельно разобраться в новом материале. В малых группах они заведомо ставятся в такие условия, что успех или неуспех зависит от всех членов группы. Вместе учиться не только интересно, но намного эффективнее. Задача каждого члена команды понять новый материал, объяснить его тому, кто не понял. Важно учитывать тот факт, что задания необходимо давать дифференцированно для сильных и слабых учеников. В противном случае сильным ученикам не захочется работать в одной команде со слабым.

Этапы работы:

·        Объяснение учителем грамматического материала.

·        Запись схем грамматического явления.

·        Выполнение упражнения всей группой (сильные ученики контролируют усвоение материала более слабыми учениками).

·        Комментирование выполненного упражнения.

·        Выполнение тестового задания индивидуально.

Учитель сам должен выбирать, кто будет комментировать,  и объяснять выполненное задание, это может быть как сильный, так и слабый ученик. После проверки учащимся предлагается небольшой тест на проверку понимания нового материала. Задания дифференцируются, либо по сложности, либо по объему.

Для того чтобы получить отличную оценку:

сильному ученику необходимо составить 10 предложений о своих интересах и интересах своего друга;

 среднему  -   7-8 предложений;

 более слабому  -   5-6 предложений .

Все баллы суммируются и группе выставляю средний балл за данный тест. Каждый ученик имеет возможность принести своей группе одинаковое количество очков в соответствии со своими индивидуальными возможностями и способностями.

Представим фрагмент урока, на котором используется данная

технология.

Так, в 7 классе на этапе  формирования грамматических навыков по теме «Способы выражения будущего времени» можно применить данную технологию.

Первый этап:

 Класс делится  на  группы по 3 человека, каждому члену группы дается карточка с одним способом выражения будущего времени. За фиксированный отрезок времени группа  разбирает предложенные задания. Работа происходит в режиме  P1, P2, P3. обмен информацией, этап взаимообучения. В результате вся группа определяет способы выражения будущего времени, делает выводы, что если действие запланировано, то употребляется Present Progressive, если кто-то собирается делать что-либо, то необходимо употребить to be going to + Verb, если действие не запланировано, то необходимо употребить  will + verb.  

Второй этап:

 Контроль понимания, тестирование. Учащиеся получают карточки с заданиями, определить, в каком случае действие запланировано, в каком нет, правильно перевести предложения на русский язык. На таком уроке работают все учащиеся. Они учатся слушать и слышать, чувствуют себя раскованно и отлично усваивают предложенный грамматический материал.(Приложение 2)

На этапе предъявления новой лексики.

 После введения нового лексического материала, класс разбивается на группы из 4-х человек. Каждая группа делится на пары.

Алгоритм работы:

1. Первый этап работы:

 Устная работа в группах.

Работа с карточками, на которых располагаются знакомые и незнакомые слова, в том числе и новая лексика. Необходимо найти новые слова. Один ученик выбирает новые слова, другой проверяет по ключу и наоборот. Это упражнение развивает зрительную память.

Выполнение заданий на перевод словосочетаний. Каждый из партнеров имеет свой список словосочетаний (с ключом для проверки правильности ответов). Сначала проверяет один, затем учащиеся меняются ролями.

Далее, уже работая вчетвером, учащиеся выполняют задания подстановочного характера, или работают над правописанием слов, или подбирают синонимы новым словам, или собирают слова из разбросанных букв. 

2. Второй этап работы:

 Письменная работа

Работа над правописанием новых слов осуществляется в группах следующим образом. Один диктует, другой пытается записать слово, затем сверяют с образцом. Если кто-то допустил ошибку, слово прописывается несколько раз, пока не будет записано правильно. В конце учащиеся выполняют данное им письменное задание.(Приложение 3)

На этапе совершенствования речевых навыков я применяю обучение в сотрудничестве следующим образом:

1. Учащиеся делятся на первоначальные(Home groups)группы по количеству предлагаемых текстов или фрагментов.(А – В – С)

2. Каждый в группе выполняет задание самостоятельно, относящиеся для понимания содержания с необходимыми стратегиями и выполняют задания на понимание.

3. Далее работа происходит в экспертных группах(Experts Groups).

Учащиеся, работавшие над текстом – А собираются в одну группу, В – в другую, С – в третью.

Они сравнивают ответы, приходят к единому мнению.

Совместно выполняют упражнения для подготовки пересказа текста.

4. Работа в Home groups:

Школьники пересказывают тексты по очереди.

В результате совместной деятельности учащиеся выходят на монологическую речь.

5. Коллективное обсуждение в режиме: Учитель – ученик.

Ученики одной группы вправе дополнять ответ своего товарища так, как считают нужным.

Дополнения учитываются в общий зачет. Но и вопросы других групп также

идут в зачет этим группам. Причем я веду учет баллов, объявляя лишь

конечный результат, чтобы не превращать само обсуждение, дискуссию в

способ зарабатывания баллов. (Приложение 4). Это должно быть вполне естественное обсуждение, стимулируемое учителем лишь в крайних случаях, когда это не удается сделать самим учащимся. Как известно, ученики имеют разный уровень владения иностранным языком, разную скорость чтения. Одни могут справиться со всеми предлагаемыми текстами, а другие прочтут за то же самое время один или только часть текста. Это проблема  решается, применением  технологии "jigsaw reading”. ( данный метод называют «ажурная пила») (Приложение №5).

Learning Together (Учимся вместе) разработан в университете штата

Миннесота в 1987 году. Класс разбивается на однородные (по уровню

обученности) группы в 3-4 человека. Каждая группа получает одно

задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над

которой работает весь класс. Тогда каждой группе дается задание подготовить свою часть:  например:  по теме: «Спорт» - рассказать о популярных видах спорта, об истории олимпийских игр, из истории развития  популярного вида спорта – футбола  или по теме: «Путешествие по Лондону», где группы разрабатывают свои маршруты, программы для посещения. Тема: «Путешествие» – вызывает особый интерес у учащихся. Примером использования мною данной методики может служить разработка урока .(Приложение № 6 и презентации к уроку).

 В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. По ходу работы группы общаются между собой, в процессе коллективного обсуждения, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая, друг другу вопросы. Надо иметь в виду, что вся лексика, необходимая по теме, усвоена в ходе предыдущей работы на других уроках. Поэтому на данном уроке идет чисто речевая практика, коммуникативная деятельность. Основные принципы: награды – всей команде, индивидуальный подход, равные возможности – работают и здесь..

    Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую - достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или скорее, социально-психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Обязательно отслеживаю не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и способ их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу. Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если одаренный ученик затрачивает определенные усилия на достижения своего уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум усилий для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог. Психологи, изучающие данный подход к обучению, давно заметили, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех учащихся гораздо выше, чем в традиционных классах.

Практически, это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли - лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д. Он помогает ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы.

       Давайте отметим еще один важный момент, касающийся поощрения. Есть несколько основных правил, которые полезно помнить:

Если Ваши ученики работают в группах охотно, продуктивно, не старайтесь их каждый раз хвалить. Считайте (и дайте понять ученикам), что это нормально.

Все члены группы получают одинаковое поощрение или не получают никакого.

Если группа не заслужила Вашего поощрения не следует это подчеркивать каким-либо образом, чтобы не вызвать огорчения ссоры, слез, пр. Просто предоставьте в самой благожелательной манере возможность дополнительной практики по данному конкретно вопросу (возможно, в качестве домашнего задания, а затем найдите возможность оценить усилия группы и достигнутый результат. Очень важно также помнить, что поощрению подлежат не только академические успехи при работе в сотрудничестве, но также и психологические аспекты общения.

Важно, чтобы учащиеся на каждом уроке четко понимали, какие социально-психологические факторы общения будут отслеживаться учителем. Это также должно быть четко прописано на доске. Например:

Я буду наблюдать за тем, как: вы слушаете друга; помогаете друг другу;                                          вместе решаете возникшую проблему.

Необходимо остановиться и на контроле. Он имеет следующие разновидности:

·        Зачет по «вертикали» - наиболее подготовленные ученики принимают зачет по теме у учащихся в классе.

·        Зачет по «горизонтали» - одна группа принимает зачет у другой.

·        Зачет принимает учитель.

·        Зачет – «вертушка», учащиеся в группе.

·        Учитель выбирает ученика, который отчитывается за задание.(не всегда это «слабый» ученик).

·        Тестирование.

При  использовании  данного метода на уроках иностранного языка самое трудное – добиться, чтобы ученики общались на иностранном языке. Но  при настойчивом внимании со стороны учителя (снижать оценку группе)дети пытаются говорить на иностранном языке.

Хочется остановиться на преимуществах данного метода:

·        Более глубокий уровень усвоения материала.

·        Выработка умения слушать.

·        Обучение через обмен опытом.

·        Личностный рост.

·        Активность учащихся.

·        Возможность в непринужденной форме приобретать языковой опыт .

·        Нежелание быть отстающим.

·        Развитие индивидуальных способностей.

Что касается недостатков, то они на мой взгляд, следующие:

·        Есть риск столкновения личностных амбиций, т.е. риск возникновения конфликтных ситуаций.

·        Требует ответственности учителя.

·        Не до конца можно раскрыть свой потенциал.

Рассмотрим применение приемов развития критического мышления в рамках обучения иноязычной речевой деятельности.

Категория: Мои статьи | Добавил: ludmilaerokhina (06.05.2012)
Просмотров: 5551 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Alina  
0
достойная статья, мне пригодилась спасибо)))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]