Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков. Л. А Ерохина
«Не для школы, а для жизни мы учимся», - сказал древнеримский философ Сенека. Современному обществу сегодня требуются образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаться мобильностью, быть способными к сотрудничеству, обладать чувством ответственности за судьбу страны. При внедрения новых стандартов образования большая роль в формировании нового типа учебной деятельности принадлежит программе формирования универсальных учебных действий. Перед учителем стоит основная задача научить ребенка учиться. Научить так, чтобы он захотел учиться, потому что человек находится в условиях постоянной потребности в обучении на протяжении всей своей жизни. Сегодня произошло смещение акцентов на результаты освоения образовательной программы. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Теперь метапредметные компетенции – это не просто желаемый результат, а обязательный аспект учебного процесса. ФГОС определил метапредметный подход как одно из важных направлений развития образования. Что же такое метапредметность? Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них, основывается на работе с деятельностью обучающегося, передачей ему способов работы со знаниями, а не просто знания. Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани. В основе метапредметного подхода — понимание того, что главное, чему надо учить в школе, — это творческое мышление. Предполагается, что ребенок не только овладевает системой знаний, но усваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Применение метапредметных связей на уроках способствует формированию основных учебных компетенций: вовлечению обучающихся в мировое пространство, формированию современных метапредметных коммуникативных компетенций, при подготовке к урокам и на уроках давать возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал, научить детей самостоятельно добывать знания, интерпретировать, творчески перерабатывать их и воспроизводить в осмысленном виде. Поэтому образовательный процесс в средней школе, по мнению М.В. Степановой [4], должен быть поставлен таким образом, чтобы он «способствовал формированию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Эти задачи будут способствовать воспитанию потребности в непрерывном самообразовании, самосовершенствовании, умении строить позитивные взаимоотношения, быть толерантными, т.е. быть готовыми к принятию различных точек зрения и взглядов. Современной школе требуются такие методы обучения, которые бы формировали активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении, развивали бы в первую очередь универсальные учебные действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, были бы нацелены на развитие познавательного интереса учащихся, реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. Главная проблема школы сегодня –это переход от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества. Следовательно, в современной школе значительное внимание нужно уделить процессу формирования учебно-исследовательских умений учащихся. В психолого-педагогической литературе вопросы развития исследовательских умений, интеллектуальных способностей и творчества учащихся рассматриваются в работах. Л.С. Выготского, Д.Г. Левитеса, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Обозова, Ж. Пиаже, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, И.Д. Чечель, В.Д. Шадрикова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, А.И. Савенкова, А.П. Тряпицыной и других ученых. Однако проблема формирования учебно-исследовательских умений учащихся остается до сих пор нерешенной и требует новых подходов к ее решению. Прежде чем определить способы организации процесса формирования исследовательских умений учащихся необходимо понять, что такое «учебно-исследовательская деятельность». Учебно-исследовательская деятельность — это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. В современной педагогической практике существует ряд педагогических технологий, основанных на применении исследовательского метода обучения. Современное понимание исследовательского обучения адекватно выражено в высказывании известного педагога XX века Б.В. Всесвятского[ 3]: «В исследовательском методе (методе исканий) в основу берется не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные искания детей в окружающей жизни. Знание не дается как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или другим жизненным материалом» Данный метод призван научить творческому применению знаний и умений, овладению способами поиска знаний, т.е. решения новых для учащихся задач. Исследовательский метод также нацелен на развитие творческих способностей каждого ребенка, пришедшего в школу. И, наконец, исследовательский метод, как никакой другой, создает мотивацию для творческой деятельности и является условием возникновения интереса к ней и ее результатам. Исследование ведется учащимися под руководством, с личным участием и с помощью учителя. Эта помощь должна быть такой, чтобы учащиеся считали, что они самостоятельно достигли цели. Таким образом, при помощи учебно-исследовательской деятельности в школе решается задача развития привычки к умственному труду. Она мотивирует учащихся мыслить самостоятельно. Занятие исследовательской дельностью поднимает проблемы не только развития личности, но и эмоциональной сферы, культуры умственного труда. В процессе обучения учителю надо шаг поэтапно формировать у учащихся умения и навыки исследовательской деятельности. Прежде всего, надо научить видеть проблему и соотносить с ней фактический материал по предмету. Вторым шагом развития научно-исследовательских навыков станет формирование умения выразить проблему в конкретные цели и познавательные задачи, умение выдвинуть гипотезу и построить план исследования, умение анализировать научную и научно-популярную литературу, фото и видео документы. Большие возможности для организации учебно-исследовательской деятельности школьников предоставляет урок. На уроках иностранного языка одним из подобных инструментариев современного педагога является применение проблемных заданий - учебное задание, составленное таким образом, что учащиеся попадают в ситуацию, которая воспринимается детьми как интеллектуальное затруднение, требующее новых знаний. Поставленные вопросы требуют от учащегося самостоятельно находить ответ посредством мышления. Проблемные вопросы обычно строятся с использованием таких слов: почему, как объяснить, как доказать, что из этого следует и т. п. На уроках с успехом могут применяться педагогические технологии, способствующие развитию исследовательских способностей, расширению мировоззрения учащихся. В качестве примера можно назвать педагогические технологии: «портфолио», «дебаты», «критическое мышление». На ступени обучения в начальной школе учащиеся осваивают умения высказывать суждение; выделять главное и второстепенное; определять закономерность; умение сравнивать; умение классифицировать; умение структурировать текст, формулировать вопросы по прочитанному тексту; умение представлять понятие на языке символов (например, рисунка, схемы). В основной школе актуальность приобретают следующие умения: умение давать определения понятиям; умение выделить главное в прочитанном, составлять выписки, резюме; умение разделять текст на логические части, составлять простой и сложный план, составлять классификационные и структурные таблицы, схемы; умение представлять информацию о предмете на языке образов, символов; умения видеть проблемы, задавать проблемные вопросы; умение наблюдать. Существует множество видов нетрадиционных уроков иностранного языка, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-исследование, урок — творческий отчет, урок «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок — защита исследовательских проектов. Особое место для учителей иностранных языков занимает проектная деятельность. Это создание с детьми индивидуальных, групповых проектов, монопроектов, краткосрочных и долгосрочных проектов, участие в сетевых учебных проектах. Планирование действий идет "от ученика" с учетом его способностей, интересов, потребностей. Результат проектной деятельности - графическое или теоретическое решение поставленной проблемы. Не вызывает сомнения тот факт, что творческая деятельность должна быть необходимой составляющей современного образования, так как перед каждым человеком в течение жизни встают не только повторяющиеся задачи, но и новые, неожиданные проблемы. Поэтому дети должны овладеть умением переноса способов деятельности, их преобразования соответственно новой ситуации, применения знаний в различных сферах. Применение метода проектов имеет большие преимущества. Во-первых, способствует успешной социализации школьников за счет создания адекватной информационной среды. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом. Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания. Развиваются творческие способности обучающихся. Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды. Используя средства интеграции иностранного языка с другими учебными предметами учитель помогает в развитии мотивации интереса к познавательной деятельности. На уроке иностранного языка учащиеся овладевают универсальными учебными действиями метапредметного характера, а именно: Библиографический список
| |
Просмотров: 3939 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |