Среда, 18.10.2017, 23:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 53
Друзья сайта



Банк Интернет-портфолио учителей

Каталог сайтов 'Российское образование в сети'

Персональный сайт учителя иностранного языка Ерохиной Людмилы Александровны

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Развитие познавательной активности учащихся»

 

 

 

 

 

«Развитие познавательной активности учащихся»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Ерохина Людмила Александровна

учитель иностранных языков,

 Чернянской средней школы № 2

 п. Чернянка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

Введение.

 

Психологические основы активной познавательной деятельности учащихся.

 

Пути активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.

o       Использование неразвёрнутых ситуаций.

o       Проблемные задания.

Организация различных форм работы: коллективная, групповая, парная.

 

Учет индивидуальных особенностей учащихся.

 

Самостоятельная работа учащихся на уроке.

 

Развитие творческих способностей школьников.

 

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иностранный язык объективно является общественной ценностью. Лучшие умы России понимали значение иностранных языков для культурного уровня людей. «Знание иностранных языков, - писал К. Д. Ушинский, в особенности современных одно может дать русскому человеку возможность полного самостоятельного и одностороннего развития, без этого прямой и широкий путь науки будет для него всегда закрыт» Стремление к практическому владению  иностранными языками усилилось уже в наше время, в конце 50-х годов. Когда получили развитие туризм, международные, деловые, личные контакты. Даже эти примеры показывают, что цель обучения  определялась социальным заказом.

При обучении иностранному языку формируется познавательная  деятельность учащихся, в результате которой учащиеся усваивают язык, у них формируются механизмы речи и деятельность по общению, в ходе которой они используют иностранный язык. По определению лингвиста А. А. Леонтьева, «владеть иностранным языком – значит владеть всей системой речевых навыков.»  А для этого необходимо учить детей приёмам познавательной деятельности: наблюдать за фактами языка, при обучении чтению – «видеть правило, по которому нужно прочитать слово, учить переносу знаний,  учить разнообразным приёмам выполнения заданий по письму, подготовке устного сообщения.

Сменились ценностные ориентации и в качестве самой большой ценности признаётся свободная, развитая и образованная личность, способная  жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. В обучении иностранному языку проблема активизации познавательной деятельности приобретает особо значимую роль. Если каждый школьник является активным участником учебного процесса, если он вовлечен в речевую деятельность с интересом. Поэтому передо мной возникла проблема: как же активизировать познавательную деятельность учащихся, как сделать процесс обучения «учением с увлечением» для всех групп учащихся.
Структура познавательной деятельности ребёнка в процессе обучения может выглядеть следующим образом: цель – мотив -  средства – результаты – отношение к результатам. Как видно из схемы, сам учебный процесс не возможен без активной познавательной деятельности учеников на уроке как субъектов учения. В обучении иностранному языку проблема активизации познавательной деятельности приобретает особо значимую роль, поскольку овладение им возможно в том случае. Если  каждый обучающийся является  активным участником учебного  процесса, если  он вовлечен в речевую деятельность на протяжении всего курса обучения. Я пришла к выводу, что уже с начальной ступени необходимо вовлекать учащихся  в активную деятельность, учитывающую их интересы, возможности, склонности Я обратилась к психологии и методике обучения иностранному языку.

Говоря о познавательных устремлениях детей, мы имеем в виду самоценные  процессы по построению образа жизни, выступающего в виде знаний о нем. По мере того как индивид продвигается от восприятия предметов окружающей его действительности, от непосредственных действий с ними  к действиям с представлениями, а затем и понятиями о них. Познавательное развитие расширяет мир и во времени. Развитое мышление и воображение позволяет как реконструировать целостную картину прошлого по мельчайшим деталям, фактам, так и предвидеть будущее. Кроме того, мир обогащается ещё и благодаря тому, что человек по мере своего познавательного развития овладевает способностью видеть не один-единственный, а разные пути и способы достижения своих целей и задач. В основе познавательного развития детей должно лежать постепенное освоение ребенком категорий мировосприятия. Чрезвычайно важно для школьников является условие фиксации успеха. Суть его в том, что собственная познавательная деятельность и её результаты должны быть связаны с положительными эмоциями, поэтому отмечаются его любые успехи. Представление детей о своих успехах – вот то, что обеспечивает мотивацию обучения в гораздо большей степени. Ощущение успеха должно быть не формальным, но эмоциональным. Ученики хорошо себя чувствуют в школе, так как они себя чувствуют  успешными.

 Поэтому необходимо детальное изучение учащихся, выявление их возможностей, беседы с родителями, психологом. Использование коммуникативных заданий для вовлечения детей в творческую работу для развития их способностей и талантов, их активности. Для этого необходимо подготовить материальную базу кабинета, обеспечение методической литературой, аудиоматериалом. Необходимо более глубокое изучение методики и психологии, использование различных форм на уроке для развития воображения, фантазии.

Ведущая идея

Идея состоит в познании личности. Цель работы состоит в том, чтобы развивать познавательные и творческие способности учащихся с различным уровнем подготовки. Основной задачей является повышение эффективности учебного процесса путем создания конкретных условий для успешной работы каждого учащегося.

1 этап: диагностический

Изучить методическую литературу по данной проблеме

2 этап: прогностический

детальное изучение учащихся, выявление их  возможностей,  интересов. Беседы с учащимися, родителями, другими учителями, психологом школы.

Использование дифференцированных заданий с учетом возможностей и интересов учащихся.

учет индивидуальных способностей учащихся при выполнении коммуникативных заданий.

работа с одаренными детьми

Выполнение этих целей позволит учителю: создать более комфортную обстановку для обучения устно-речевому общению.

Компенсировать по возможности проявления интроверсии в общении, стремления к повышенному доминированию в общении.

3 этап: организационный

подготовка карточек с заданиями

подготовка материальной базы кабинета

методическое обеспечение

аудиоматериалы

4 этап: практический

более глубокое изучение методики и психологии

гибкое использование различных форм на уроке

развитие фантазии, воображения, самосознания,  ответственности.

Более успешное овладение знаниями

Работа с одаренными детьми

Дети учатся общаться друг с другом

 Проблема активизации познавательной деятельности многоаспектная, поэтому свой вклад в разработку проблемы внесли Е. И . Пассов, Т. В Рогова, Г. А. Китайгородская, Т. Шамова. Опираясь на их исследования в этой области, я пришла к выводу, что движущимися силами активизации познавательной деятельности учащихся, организации «учение с увлечением» является развитие интереса к предмету, формирование положительной мотивации к познавательной деятельности, развитие познавательных потребностей и интереса, что непременно скажется  на   повышение  качества знаний, коммуникативных навыков и умений. Я пришла к выводу, что существует множество способов активизации познавательной деятельности. Главная их особенность в том, что они основаны на учёте интересов, способностей и возможностей каждого обучаемого.

Способом активизации познавательной деятельности является создание учебных ситуаций, способных инициировать речь учащихся, развивать их творческое воображение. По словам Е. И Пассова,  «ситуация есть такая динамическая система взаимоотношений обучающихся, которая благодаря её отражённости в сознании порождает личностную потребность целенаправленной деятельности и питает эту деятельность»  Мысль о зависимости речевого материала от ситуации высказывали многие авторы. Так, В. А. Артёмов писал: «Все языковые  особенности в конечном счете обусловлены ситуацией». Поэтому представляется неверным считать тему некоей «точкой отсчета» и дробить её на ситуации. В теме можно обнаружить подтемы, разделы, подразделы, - что угодно, но не ситуации, ибо это вообще понятия разноплановые, хотя и тесно связанные. Ситуация как проблема вызывает речевой поступок, выражающийся в отношении человека к рассогласованию системы, т. е. к проблеме, и в желании снова принести рассогласованные отношения в «норму», изменить их. Ситуация есть то, что породило проблему для меня именно в данный момент. Проблема может возникнуть вчера, а реагировать мы будем завтра. Для обучения говорению как средству общения необходимо организовать речевой материал вокруг ситуаций как систем взаимоотношений собеседников; содержательной стороной ситуаций следует считать проблемы, соответствующие интересам данной категории учащихся. Поскольку ситуативность  есть неотъемлемое качество говорения, любой речевой материал необходимо с самого начала его усвоения связывать с ситуацией; для этих целей служит ситуативная презентация материала.

Для создания навыка, способного к  переносу, необходимо его формирование в условиях речевых ситуаций. Самым действенным средством развития механизмов  и качеств речевого умения являются необусловленные речевые ситуации .

На своих уроках иностранного языка я использую так называемые неразвёрнутые ситуации. Неразвёрнутая ситуация – это такая ситуация, когда даётся только намётка какого-либо действия, совершаемого или самим говорящим или неопределённо очерченным лицом.  Неразвёрнутость ситуации, по моему мнению, и является предпосылкой для самого широкого использования домысла, фантазии, то есть вовлечения учащихся в речевую деятельность, соответствующую интересам, опыту и языковым возможностям каждого из них, а  следовательно активизации познавательной

 деятельности учащихся, поскольку в ней есть элемент внешней наглядности, который является отправным пунктом, «мостиком», переброшенным от конкретного в мир домысла  учащихся. Неразвёрнутые ситуации я предъявляю учащимся в устной или письменной форме или же в виде картинок. Примерами неразвёрнутых ситуаций, предъявленных в письменной или устной форме, могут быть следующие:
Вы и ваши друзья решили совершить небольшое путешествие, но не знаете, куда лучше всего поехать – составьте  диалог.

Встретились два друга. Один из них был на интересной выставке. Другой хочет побольше узнать о ней.

Предполагается, что учащиеся используют свой личный опыт и основанный на нем домысел, чтобы самим составить ситуацию, а на её основе диалогические и монологические высказывания. По моим наблюдениям, наличие картинки, схемы является более действенным стимулом, побуждающим учащихся к соответствующим высказываниям. Данная форма предъявления ситуации дает отправной момент, направление и основной стержень  для высказывания или беседы, основанный на внутренней наглядности, имеющейся у учащихся, не ограничивая определенными рамками его речевой активности.

Тема: «Квартира» На доске вывешиваю картинку-смену квартиры. Эта картинка может быть основой для большего количества ситуаций. Предлагаю  учащимся следующие ситуации:

Представьте, что вы получили новую квартиру. Как вы её обставите, где будет ваша комната, гостиная и т. д.? Почему?

Сравните план той квартиры с вашей. Что в них общего? В чем различия?

Тема: «Средства массовой информации». На доске вывешиваю картинку, на которой помещены статистические данные о популярности различных ТВ каналов британского телевидения, взятых из зарубежных журналов. Предлагаю учащимся следующие задания:

Как вы думаете, почему статистика выглядит именно так? Как вы думаете, какие программы предлагает канал BBC?

Теперь вы знаете, что можно посмотреть на различных каналах британского телевидения. Как вы думаете, справедлива ли  на ваш взгляд данная статистика?

Такого рода задания очень интересны учащимся, они побуждают их  к усвоению новых лексических оборотов речи. Для того, чтобы учебная ситуация  создавала условия для развития высказывания, учитываю следующие моменты:

Предъявляемая ситуация должна соответствовать языковым возможностям данной группы учащихся.

Картинки с неразвёрнутой ситуацией должны быть выполнены по принципу однозначности.

Прежде, чем приступить к работе с картинкой-схемой, учителю нужно объяснить учащимся, что  они должны говорить не столько о том,  что на ней изображено. А о том , что на ней представлено.

В процессе формирования и совершенствования умения свободного,  творческого высказывания на иностранном языке при помощи неразвёрнутых ситуаций центр тяжести постепенно перемещается на развитие мышления, так как активная речь опирается на мышление и эмоции. На мой взгляд, развитие мышления наиболее эффективно в проблемном обучении.

Пик интереса к проблемному обучению относится к 80-м годам. Перед учеником ставится задача, содержащая противоречие, преодоление которого дает ему  новое знание. Сама ситуация проблемной задачи связана с преодолением определённых трудностей, мобилизации познавательной активности и психических процессов, включение элементов творческой деятельности. Для развития познавательной деятельности я выделила 3  основных вида проблемных задач:

Экстралингвистические задачи, к которым относятся различные учебные задачи, связанные с усвоением и переработкой предметного содержания текстов на иностранном языке. Примерами таких заданий являются «предвопросы» при восприятии текста. Целью  которых является стимулирование познавательной активности, направленной на получение определенной информации.

Ко второй группе задач относятся вербальные задачи лингводидактических текстов. Задача испытуемых – восстановить текст.

Третью группу проблемных заданий составляют лингвистические задачи, целью которых является не непосредственное овладение речевой деятельностью, а усвоением языковых форм и их значений. Даю задания на определение значения слова в контексте, по синонимам, а также кроссворды.

Итак, я считаю, что проблемные задания позволяют активизировать познавательную деятельность, развивают познавательные потребности, активизируют мыслительную деятельность учащихся.

Для активной познавательной деятельности считаю необходимым использование разнообразных форм работы: коллективной, групповой, парной и фронтальной.

«Дети – цветы жизни». Я вижу в этой фразе более глубокий смысл. Красота и благоухание зависит от неустанного труда цветовода, так и духовный мир ребёнка находится под  взглядом учителя. Как и цветовод, учитель стремится к совершенным методам обучения и воспитания. У каждого времени свой путь к познанию. У нашего – личностный, творческий.

Новые тенденции в развитии нашего общества содействовали распространению «защиты проекта» как формы групповой деятельности учащихся. В ней школьник выступает как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то необходимые улучшения в жизни. Многое в проектах идёт от мечты, фантазии, но  основой развития мысли остаётся реальное осознание сегодняшней жизни. В проекте школьник выступает и как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы, и как творческое лицо, пробующее предложить новые решения жизненных проблем.

Следует помнить, чтобы решить проблему, которая лежит в основе  проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом, анализировать информацию, делать выводы, умение работать со справочным материалом. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою точку зрения.

На первом этапе учителю необходимо разработать план проектной работы, продумать систему коммуникативных упражнений. Учащиеся должны свободно владеть лексикой и грамматикой в пределах темы.

Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений необходимо обучить их стратегии и тактике  группового общения. Тем коммуникативным шагам, которые научили бы высказываться логично, связно, продуктивно. Следует обучить речевым оборотам.

It seems to me…

To my mind…

As for me…

Согласие:

Yes, I think so too.

I think the same.

Thats true.

Несогласие:

No, I can’t say

Sorry, I don’t think so.

I’m afraid you are wrong.

Обобщение сказанного:

On the whole

In general

В качестве содержательно-смысловой основы выступают тексты различных функциональных стилей. Мысли, содержащиеся в тексте, могут служить поводом к общению. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться по любой теме. Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат. Он позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс.  Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый получает самостоятельный участок работы в проекте. От успеха каждого зависит успех всего проекта. Овладевая культурой выполнения проектов, школьник приучается мыслить творчески, работать в команде. Эта методика характеризуется высокой  коммуникативностью. Она позволяет создать условия для развития личности. Работа над проектом поможет детям проявить себя неожиданно. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.

Б. И . Коротяев отмечает, что «творческая   познавательная деятельность есть самостоятельный поиск и создание или конструирование нового предмета»

 Мы видим, что переход к постиндустриальному обществу требует полного развития личности, в том числе её коммуникативных способностей. Выпускник школы должен обладать нужными знаниями и умениями осуществлять разные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую, уметь пользоваться новыми технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству. Всё это может быть достигнуто, когда учитываются потребности, возможности и склонности  школьника и он сам  выступает в качестве субъекта деятельности учения. Личностно-ориентированный подход предполагает особый акцент на социокультурной  составляющей. Социо-культурный портрет страны – это знакомство с жизнью страны изучаемого языка. Она включает в себя несколько сторон жизни.

Это изучение повседневной жизни, условий жизни, межличностных отношений, систему ценностей, правил этикета, выполнения ритуалов.  Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения. При отборе иноязычного содержания учитываются интересы современных школьников проблемы. Дифференцированный и индивидуальный подход ставит их в ситуацию выбора, побуждает к большей самостоятельности и активности.

Как субъект человек характеризуется не только тем, что занимается различной деятельностью, но и мерой её продуктивности. Продуктивность деятельности зависит не только то способностей, но и то определенной системы приёмов, которая характеризует индивидуальный стиль деятельности каждого человека.

Очень часто ученики проявляют поразительную пассивность даже при выполнении посильных речевых заданий. Причина заключается в том, что не учитываются личностные свойства учеников. Личностная индивидуализация учитывает:  

Контекст деятельности  обучаемого

Жизненный опыт учеников

Сферу интересов, желаний, склонностей, потребностей

Мировоззрение

Эмоционально-чувственную сферу

Статус личности в коллективе

Таким образом, если рассматривать личность, то она выражает определенное состояние социального развития человека. Своё отношение человек выражает в речи. Вот почему речь как способ выражения отношения всегда эмоциональна, а личностный фактор так значим для стимуляции говорения. Активное отношение ученика к информации характеризуется переработкой её на основе своих взглядов, интересов, замыслов, планов.

Иностранный язык – ценность общественная. Для общества  необходима, чтобы его члены владели иностранным языком. Для большинства учеников иностранный язык – ценность  потенциальная, а не реальная. В силу этого иностранный язык не выступает как личностная ценность. Противоречие должен снять учитель – посредник между обществом и учеником. Его задача перевести общественную ценность в ценность личностную. Превращения можно добиться только при помощи личностной индивидуализации, показав эффективность и пользу иностранного языка в кругу личностных ценностей, интересов каждого ученика.

Целесообразность личностной индивидуализации подтверждается и необходимостью учёта эмоционального фактора в обучении. Согласно теории, разработанной Л. В. Симоновым, эмоции являются одной из форм отражения действительности. Однако они отражают не непосредственно предметы и явления реального мира, а отношение к ним.

Именно личностная индивидуализация является главным средством создания коммуникативной ситуации, под которой мы понимаем такой её вид, который обеспечивает инициативное участие человека в общении. Мотивация зависит от условий организации деятельности, которые, выступая в форме стимула, могут активизировать и побуждать в целом. Поэтому предельно активизировать речемыслительную деятельность  можно лишь в том случае, если в речевых действиях в каждой ситуации будет заинтересован каждый ученик. Иными словами, необходима индивидуализация ситуации. 

 Рефлексия (самонаблюдение, самоотчет) способствует развитию личности, её самосознания, самооценки. Материалы при таком обучении апеллируют к личному опыту учащихся, их чувствам и эмоциям. Поэтому  современные технологии должны поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения. Всё меньше места занимают в учебном процессе такие учебные речевые действия, которые не характеризуются коммуникативностью. Всё больше используется групповая работа над разными текстами, которая позволяет каждому учащемуся выполнять посильные функции. Такая работа готовит учащихся к реальной коммуникации, способствует развитию речевой инициативы.

Основной задачей работы является повышение эффективности учебного процесса путём создания конкретных условий для успешной работы учащихся, каждой группы. Класс  делится условно на группы в зависимости от учебных возможностей. Каждая группа овладевает навыками и умениями в различном темпе, имеет свой вариант.

Группы создаются однородные и разнородные в зависимости от задачей и целей урока. Так можно объединить в одну группу учащихся с одинаковыми способностями. При работе над ситуацией, картинкой, диафильмом хорошо успевающим ученикам предлагается придумать вопросы к картинке, составить рассказ, слабоуспевающим – продумать, какие слова понадобятся для составления  рассказа.

Так, при работе над текстом по теме: «Города Германии» класс разделён на однородные группы. Слабоуспевающие ученики получили задание соотнести картинки с содержанием текста , средняя группа – дополнить предложения, назвать достопримечательности, сильная группа – составить рассказ.

Когда я ставлю целью помочь слабым ученикам, я могу составить разноуровневые группы. В группе могут быть лидеры или консультанты. Они распределяют работу. Работа в группе проходит так:

Учитель даёт задание.

Учитель или члены группы распределяют обязанности Учитель инструктирует консультанта.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель наблюдает за работой.

Лидер группы выступает от группы.

Работа  с учащимися по их способностям способствует их интеллектуальному развитию. Это создаёт высокий эмоциональный настрой, моральное удовлетворение от сделанного,  вызывает радость за свои и чужие успехи. Каждому ученику  определяется свой вариант задания.

Аудирование

При обучении аудированию занятия часто проходят с использованием средств ТСО. Хорошо подготовленным учащимся после одноразового прослушивания даются задания: ответить на вопросы, составить план, предложить своё название.

Слабые учащиеся повторно прослушивают текст. Им предлагается: расположить картинки в правильной последовательности, определить картинку, отобрать необходимые слова.  .Следующая группа определяет соответствия по содержанию. Сильная группа выполняет задание по составлению рассказа.

Грамматика

При работе над грамматикой я тоже использую различные формы работы. Если грамматический материал прост, то можно сделать таким образом. Все получают задания различной сложности.

Я хочу привести пример для отработки предлогов английского языка. Все ребята разбиты на одноуровневые группы, каждая выполняет свой вариант. Эту работу можно сделать и другим образом. Слабым учащимся дать индивидуальные задания, а со средними и сильными работать вместе над заданиями.

В учебной деятельности важно то, насколько человек самостоятелен. Самостоятельность нужно воспитывать, она является показателем активности личности, её способностей. Я считаю, что разнообразные методы на уроке позволяют развивать творческие способности личности, поднимать уровень самосознательности, социальной ответственности, раскрывать человечность, душевные качества, вызвать интерес к учёбе.

Однако дифференцированный подход страдает определенными недостатками:

- В большинстве случаев ДП применяется как одноразовое средство и как, правило, после того как у учащихся допущены пробелы в знаниях

- Создается парадоксальное положение. При котором учащиеся, которые работают быстро благодаря своим способностям и менее нуждаются в упражнениях, получают дополнительные задания. Слабые же учащиеся, которые более нуждаются в упражнениях, выполняют меньшее их количество, так как делают это медленнее, а также обучаются из урока в урок лишь на облегченных заданиях, что приводит к усугублению недостатков в их развитии.

- ДП на уроке направлен очень часто лишь на выявление слабых сторон в знаниях учеников, в то время как индивидуальный истинный подход должен служить главным образом выявлению и развитию сильных сторон индивидуальности

- ДП практически исключает сотрудничество между учениками.

Итак,  в своей работе я пыталась аргументировать актуальность проблемы активизации познавательной деятельности на уроках иностранного языка, дать анализ необходимости учета некоторых психологических основ формирования этой деятельности, обосновать применяемые виды и формы работы, некоторые методологические приёмы. Правильность выбранного пути доказывают результаты педагогической деятельности. Эти методы способствовали заметному развитию творческого мышления, что отразилось и на уровне обученности учащихся. И в заключении хотелось бы сказать несколько слов об атмосфере общения на уроке. Пути создания психологического климата различны. Суть заключается в одном: добрые взаимоотношения – единственный канал, по которому от учителя к ученику приходят знания при познавательной максимальной активности последнего.

Ш. А. Амонашвили сказал: «Каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям» Давайте же дарить детям как можно больше таких подарков!

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся,-
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.
Ф. И. Тютчев.

 

 

Литература:

Е. И. Пассов «Коммуникативный  метод обучения иноязычному говорению», Москва, «Просвещение»

И. А. Зимняя «Психология обучения говорению», Москва, «Просвещение», гл.2, стр. 34.

Журналы «ИЯШ»

Е. И. Пассов «Урок иностранного языка в школе», Минск, стр.70-115

С. В. Кривцова «Тренинг», Москва, «Генезис» 1997, стр.145-161

В. А. Петровский «Психология воспитания»,Москва, 2000, стр.66-76

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ludmilaerokhina (06.05.2012)
Просмотров: 7058 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]