Вторник, 23.04.2024, 13:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
Друзья сайта



Банк Интернет-портфолио учителей

Каталог сайтов 'Российское образование в сети'

Персональный сайт учителя иностранного языка Ерохиной Людмилы Александровны

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Творческая самореализация личности на основе создания психолого-педагогических условий»

«Творческая самореализация личности на основе создания психолого-педагогических условий»

 

 

Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии. Мы не можем изменить весь мир, но сделать воспитывающую среду благодатной для расцвета ребенка в социуме школы мы можем.

Я работаю в  муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2»п. Чернянка, Белгородской области 20 лет, преподаю иностранные языки и являюсь классным руководителем 7 «Б» класса. 

Диагностика интересов учащихся   выявила широкий спектр их увлечений. В связи  с этим  передо мной встала проблема создания условий для творческой самореализации личности каждого ученика. Осуществляя воспитательный процесс, педагогический коллектив нашей школы стремится в полной мере использовать возможности социума: потенциал школы искусств, спортивно-оздоровительного комплекса, краеведческого музея, дома культуры, кинотеатра, находящихся в микрорайоне ОУ. Возможности поселковой школы позволяют проводить физкультурно-оздоровительную работу, удовлетворять читательские потребности обучающихся, развивать их коммуникативные способности на основе информационно-коммуникационных технологий.  Художественно-эстетические потребности  детей реализуются в деятельности   изостудии и  класса хореографии. Одним из главных направлений, определенных в воспитательной системе школы, является гражданско-патриотическое воспитание, реализуемое через кадетское движение. По результатам диагностики класса оказалось, что 66 % учащихся хотели бы заниматься музыкой, 24 % - информационными технологиями, спортом – 14 %, 10 % детей  увлечены изобразительным искусством, 14 % - театром и 5 % ребят хотели бы заниматься моделированием одежды и бисероплетением. Кроме того выявлено, что высокий уровень самореализации имеют 19  % учащихся, средний уровень 47 %, низкий 34 %. Необходимость создания условий для творческой самореализации привела к мысли о целесообразности создания воспитательной системы «Открой свою планету» и системы психолого-педагогических условий, позволяющих каждому ученику класса реализовать свои запросы, способности, таланты.

Одной из наиболее глубинных потребностей человека является его стремление реализовать заложенные в нем творческие силы. Способность к  самореализации как предъявление себя, своей индивидуальности, уникальности, потребность «быть» определяет смысл жизни человека, значимость его личностного «Я» в глазах других людей. В этой связи одной из важных социально-педагогических  проблем, решать которую предстоит учителю, является проблема  творческой самореализации ученика, которая в современной школе приобретает доминирующее значение, потому что цели образования в соответствии с задачами модернизации школы заключаются в формировании личности, способной к самоопределению и свободному развитию.

Наряду с этим в педагогической практике классных руководителей выявляется очевидное противоречие между потребностями учащихся  в творческой самореализации  и недостаточной технологической проработкой этого процесса.

Творческая самореализация учащихся, как воплощение целенаправленно формируемых в педагогическом процессе многообразных отношений, как проявление творческих способностей, есть предъявление личностного «Я» во взаимодействии с миром, людьми. Наиболее эффективными условиями  для этого являются:

·                                моделирование педагогической деятельности, в процессе которой создаются условия для творческой самореализации;

·                                осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию в процессе творчества, подходов, базирующихся на интересах, потребностях и индивидуальных особенностях детей;

·                                развитие учащихся через творчество;

Таким образом, необходимо найти способы организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, при которых каждый максимально мог бы проявить свои способности и найти свое место в классном социуме. Эти возможности призвана  создать воспитательная система класса. Специфическими признаками воспитательной системы является то, что она включает в качестве цели своего функционирования развивающуюся личность, а в качестве способов функционирования – педагогическую деятельность.

Значит, мы должны задать цель воспитательной системы класса  - создание психолого-педагогических условий для творческой самореализации личности и разработать способы деятельности, направленные на достижение этой цели.

Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Используя в своей работе возможности личностно-ориентированного подхода, я решила направить свои усилия на моделирование и построение такой воспитательной системы класса, которая будет содействовать становлению неповторимой индивидуальности учащихся.

Поэтому, ведущая педагогическая идея   заключается в формировании воспитательной системы класса, способствующей творческой  самореализации личности обучающегося.

Проблеме развития творческих способностей школьников посвятили свои труды многие отечественные и зарубежные ученые. Особое место принадлежит теоретическим изысканиям Л. С. Выготского. Принципы психического развития, сформулированные знаменитым ученым, являются методологической основой анализа самореализации в отечественной психологии. Автор пишет о творческой деятельности человека как средстве самореализации: «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее» [1. 13] Л. С. Выготский говорит о том, что всякая деятельность человека, результатом которой является  не воспроизведение  бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет являться творческим поведением. Кроме того, понятие творческой самореализации школьников получило многоаспектное рассмотрение такими отечественными психологами, как Е. А. Александрова, Л. А. Коростылева, А. Г. Портнова. Они определили самореализацию как поисковую активность личности, достижения личностных целей посредством собственных усилий, сотворчества с другими людьми.

Современным источникам мысли по этому вопросу является монография Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». В данной работе читаем, что понятие самореализации творческой личности относится к идее синергетического подхода в образовании, который предполагает ориентацию на личностно-ориентированную сферу ребенка, обеспечивающуюся в процессе поддержки индивидуальности.

Что касается воспитательного аспекта, то теоретической основой являются труды И. П. Иванова, автора методики коллективных творческих дел,  материалы создателей теоретических основ вос­питательной системы Е. Н. Степанова, Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Н.Л. Селивановой.

Анализ научной литературы по проблеме самореализации ученика показывает, что вопросы, связанные с воспитанием способности учащихся к творческой самореализации не были предметом специального исследования. Термин «творческая самореализация» почти не используется, хотя признан необходимым. Потребность восполнить указанный пробел также определяет актуальность нашего опыта.

В описании опыта работы используются ключевые понятия – самореализация, творческая  самореализация.

Самореализация -  это «раскрытие человеческой природы» (О. С. Газман). Процесс самореализации включает постановку обучающимися перед собой цели, владение способами её достижениями, реализацию принятых намерений.

Творческая самореализация -  есть процесс и результат самоосуществления их творческих потенциальных возможностей в учебно-познавательной деятельности.

Практическая работа по педагогическому руководству творческой самореализации требует от учителя овладения ценностно-ориентированным подходом к образованию, отражающий конструктивный, созидательный характер педагогических действий.

Целью воспитательной деятельности является обеспечение положительной динамики творческой самореализации учащихся в образовательной деятельности посредством создания психолого-педагогических условий в рамках воспитательной системы класса.

2. Постановка задач

 Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

·                                Изучить индивидуальные особенности учащихся класса, выявить их запросы и потребности.

·        Подобрать пакет диагностических методик с целью изучения детского коллектива

·        Разработать воспитательную систему «Открой свою планету»

·        Ежегодно проводить анализ уровня творческой самореализации школьников на основе критериев эффективности воспитательной системы.

·        Вовлечь родителей обучающихся в реализацию основной цели воспитательной системы

·        Добиться 100% вовлечения обучающихся в творческие объединения по интересам.

·        Создать условия для активной работы органов ученического самоуправления

·        В процессе общения  в системе «учитель – ученик» постоянно создавать ситуацию успеха

·        Способствовать формированию эмоционально благополучной среды для  развития учащихся;

·        Использовать способы и приемы, направленные на творческую самореализацию личности.

Начиная работу над созданием воспитательной системы, я направила свои усилия на сбор и систематизацию информации об особенностях учащихся моего класса. Проанализировав и оценив результаты, выявила положительные и отрицательные мо­менты в жизнедеятельности класса и вос­питании учащихся.  Отличительной чертой класса является творческое отношение учеников к делу. Это дети, увлеченно работающие на уроках, а также активные участники коллективных творческих дел. В процессе диагностики определила, что:

·        учащиеся умеют работать в коллективе;

·        у ребят достаточно высокий уровень мотивации к обучению;

·        ярко выражен творческий потенциал;

·        школьники имеют средний уровень воспитанности;

·        ученики имеют достижения;

·        ученики владеют современной техникой (компьютер, аудио- и видеоаппаратурой);

·        у учащихся средний уровень творческой самореализации

Цель и задачи  привели к   образному названию  воспитательной модели – «Открой свою планету» (понимай, изучи себя, определи свои ценности и интересы, поставь перед собой цель, добивайся её достижения, развивая свои способности, иди к своей мечте)

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса являются: творчество, индивидуальность, самостоятельность, самореализация, нравственность, доброта, активность, коллектив.

Вместе с родителями и учащимися  мы установили основные качества Образа ученика  класса, который включает положения, касающиеся творческой самореализации, нравственного здоровья, интеллектуального развития личности, её социальной активности.

Мечтать – полезно!

Твори, выдумывай, пробуй – это норма!

Изучи себя сам – это нужно!

Ставь перед собой разумные цели – это важно!

Береги свое и чужое время – это рационально!

Много знать – престижно!

Помогать друг другу – нормально!

Жить дружно и интересно – целесообразно!

Быть толерантным – современно!

Уважать родителей, старших, учителей  – непременно!

Знать что такое хорошо и что такое плохо – необходимо!

Наш девиз: «Сотвори себя сам!»

Главную форму взаимоотношений в классе я определила для себя как «Три Д»: Доверие +Доброжелательность +Диалог  - вот формула взаимоотношений между взрослыми и детьми, по которой я формирую общения между участниками образовательного процесса в классе.

Поскольку творческая самореализация личности происходит в сфере её интересов и потребностей, то системообразующим видом деятельности в классе является – познавательно-творческая деятельность.

Приоритетными направлениями работы являются:

·        «Я и культура» (проекты-путешествия «Это интересно», заседания клуба «Что? Где? Когда?», творческие бенефисы «Мир моих увлечений», литературная гостиная, классный час «Минута час бережет» беседы «Культура народов мира», деловые игры «Азбука нравственности»)

·        «Я и Отечество» (проекты «Моё Белогорье», экскурсионная программа по родным местам и  создание видеороликов, музейные уроки и конкурс сочинений «Никто не забыт, ничто не забыто!», акция «Помоги ближнему»)

·        «Я и моя школа» (проекты «Наш школьный двор», «Школа будущего», учеба классного актива «Если не ты, то кто?», диспут «Мир человека в его разнообразии», разработка проекта «Современный учитель в моем представлении»)

·        «Я и моя семья» (творческое представление проектов и видеофильмов «Древо моей семьи», «Таланты моей семьи», «Секреты семейного счастья», «Семейный автограф», классный час «Я и моя будущая профессия», психологическая игра «Мой путь к успеху»)

·        «Я и мое «я» (КВН, агитбригада «Мы выбираем здоровье», классный час  «Формула успеха», выставки рисунков, фотовыставки, творческие отчетные концерты, тренинги «Изучи себя», дискуссия «Настоящий человек в моем представлении»)

Многие виды деятельности в план работы класса предлагали сами ученики. Что характерно,  все они закрепились на уровне традиционных дел. Выделились группы по интересам, которые являются активными организаторами этих дел.

·         «Суперкаша»

·        Литературная гостиная «За чашкой чая»

·        День именинника

·        Путешествие к новогодней елке, где ребята готовят для елки новогодние сказки, инсценировки

·        «Мальчишки из 7-Б»

·        7-Б.RU

·        «День цветов» - совместный праздник для мам и девочек

·        Встречи с известными людьми поселка «Мой край родной, ты сердцу дорог!»

·        Пикник на природе в день здоровья

·         «Мой бенефис»

  Цель  воспитательной системы и системообразующие виды деятельности оказывают влияние на формирование классного самоуправления, которое позволяет  каждому ученику класса попробовать себя в разных  ролях. Самоуправление в классе работает по принципу сменных творческих групп - Советы дела по интересам («Культура», «Спорт», «Информация»…)  Постоянно изменяется состав Совета по подготовке и проведению коллективного творческого дела. Даже классные «огоньки» не имеют одних и тех же ведущих, так как эту роль осваивают большинство членов классного коллектива. Подобный тип самоуправления позволяет привлечь каждого ребёнка к участию в общественной жизни, способствует повышению социальной активности, развитию коммуникативных навыков, организаторских способностей и творческого потенциала учащихся. В разных видах деятельности становятся лидерами разные ученики. У них развиваются такие качества, как ответственность, коммуникабельность, формируется адекватная положительная самооценка, что является фундаментом позитивного развития личности.

Важным признаком воспитательной системы является её открытость, связь с окружающей средой. Прежде всего, я стремлюсь использовать её возможности для творческой самореализации своих воспитанников. С этой целью знакомлю   ребят с деятельностью школьных  и внешкольных творческих объединений, спортивных секций, работой  театральной студии.  Мы посещаем районную библиотеку, спортивную школу, школу искусств, приходим на день открытых дверей в ДПиШ. К себе приглашаем сотрудников музея, станции юннатов, дома культуры. Заявки на понравившиеся фильмы и интересные путешествия делаем в кинотеатре и центре детского туризма. При этом ученики получают возможность определить сферу приложения своих интересов (Схема № 2).

 

Навыки, приобретенные на занятиях объединений дополнительного образования, ребята используют при организации и проведении классных мероприятий. Посещая творческие объединения, они реализуют свои потребности в  самореализации.

 Воспитательная система должна преобразовывать окружающую среду по законам педагогики. Так, в формировании внутренней и внешней среды развития классного коллектива большую роль играют родители.

Чтобы вовлечь родителей в реализацию целей воспитательной системы в тематику родительского всеобуча  включаю следующее: родительские собрания «Знаете ли вы своих детей?»,  презентации «Таланты нашей семьи», круглые столы «Организация семейного досуга», обмен опытом семейного воспитания «Организация свободного времени ваших детей».

Категория: Мои статьи | Добавил: ludmilaerokhina (09.11.2010)
Просмотров: 14704 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]